
Ан-148
11-го февраля 2018-го года самолёт Ан-148 компании «Саратовские авиалинии», выполнявший рейс Москва-Орск, потерпел авиакатастрофу через несколько минут после взлёта. Слова соболезнования российскому народу прислали главы десятков стран, включая тех, которые ранее в подобных случаях отмалчивались (авиакатастрофы – настоящий бич для России, не проходит года, чтобы два-три пассажирских лайнера не разбились). Президенту России Владимиру Путину даже позвонил Пётр Порошенко, чтобы предложить помощь в расследовании авиационного происшествия, что является неслыханным поступком – ведь именно Порошенко с трибун различных международных организаций докладывал о российской агрессии и призывал скинуться всем миром на войну Украины с бурятской ордой. То обстоятельство, что Ан-148 спроектирован на Украине и частично там же изготовлен (двигатели производства запорожского «Мотор Сич»), вряд ли явилось таким уже весомым поводом для украинского президента снять трубку.
В числе версий, озвученных по настоящий момент в официальных кругах, одной из наиболее вероятных (и оттого скучных) является обледенение датчиков приборной скорости, вызванное отключенным обогревом трубок Пито, через которые воздушный поток поступает в механизм определения скорости. Вкупе с плохой видимостью (низкая облачность, снегопад) это могло стать причиной действий со стороны экипажа, приведших к потере высоты, которая за короткое время после взлёта оставалась небольшой.
К земле самолёт подошёл на высокой горизонтальной скорости – на видео камеры наблюдения видно, как топливо вспыхнуло длинной полосой. На замёрзшем грунте фюзеляж разорвало на множество частей, а взрыв и пожар довершили картину. Многие будут похоронены «заочно», поскольку никаких фрагментов от их тел просто не осталось.
Любители конспирологии не преминули отметить дату катастрофы, а также количество пассажиров (65 человек), которое в нумерологии складывается в то же число 11. Да ещё вылет задержан якобы на 22 минуты.
Это увязывается с событийным фоном в Сирии, где после гибели лётчика-штурмовика гвардии майора Романа Николаевича Филипова произошёл неформальный разрыв соглашений о зонах деэскалации, одна из которых – провинция Идлиб – стала местом нанесения сосредоточенных ракетно-бомбовых ударов со стороны ВМФ и ВКС, за которыми последовали успешные наземные операции Сирийской армии, увенчавшиеся освобождение множества населённых пунктов. Спустя четыре дня после геройской гибели лётчика в районе освобождённого в прошлом году Дейр-эз-Зора произошло что-то, что официально обходится всеми сторонами, а неофициально называется страшнейшим кошмаром ЧВК «Вагнер», якобы потерявшим там до батальона бойцов в результате ударов американской авиации. Спустя ещё пару дней Израиль совершил авианалёт на иранские базы в Сирии, потеряв как минимум один F-16 сбитым (лётчик скончался в госпитале) вследствие действия сирийской ПВО, которая, как нетрудно догадаться, сирийской является только по географическому признаку.
Таким образом, Ан-148 представляется некоторым фанатам Козьмы Пруткова «ответкой» за сбитый израильский истребитель.
Но как ни удобно сваливать всё на теракт или месть спецслужб ЦАХАЛа, Ан-148 сам по себе не безупречен в конструктивном плане. Созданный после восстановления «незалежности», в эпоху, когда деньги превыше всего, а любые технические недоработки скрываются откатом и/или маркетингом, при наличии мощного украинского лобби в МО РФ и политической системе России (что повелось со времён Хрущёва), ответственное отношение к проектированию лайнера потеряло смысл. Эффективность и качество никогда не идут рука об руку.
Впрочем, речь-то не о самолёте, а о жертвах трагедии.
Трагедии ли?..
Мы живём в рыночной экономике, в которой – та-дам! – наличествует высокая безработица, что означает, что на каждое рабочее место приходится не один человек, а больше одного. И вот всё, что больше одного – лишнее. Это лишнее давит на уровень зарплат и ожесточает конкуренцию на рынке труда.
Соответственно, смерть лишнего означает некий глоток свежего воздуха для перегретого рынка труда. Чем меньше рабочей силы, тем больше у работодателя стимулов повышать зарплату ещё живым.
В этом аспекте список погибших выглядит уже не столько трагично, сколько воодушевляюще. В самом деле, освободились места двух стюардесс. Две девочки, до сих пор стоявшие в очереди на работу, её получат. Может быть, не в этой авиакомпании.
Во времена, когда работодатели, словно сговорившись, издевательски опускают зарплаты до «пяти тыров» (и плевать им на МРОТы), при отсутствии профсоюзов только такие трагедии и дают шанс продвинуться в жизни для «лишних», которых в стране – миллионы. И они все хотят кушать.
Невеста хоккеиста, понятное дело, ничьё рабочее место не занимала, потому и не освободила его ни для кого, но хотя бы пропагандой гиалуронки не займётся.
Разбившийся борт – это работа для сборочного завода, а значит, макароны с мясом на ужин в семьях рабочих.
Минус Ан-148 – к которым и без того накопились претензии у эксплуатантов – это веский довод в пользу перехода парков авиакомпаний на лайнеры других производителей.
Пострадала репутация КБ Антонова, да и всей Украины, в официозе до сих пор мнящей себя авиакосмической державой. Выбитая ножка из-под стула жовто-блакитной пропаганды.
Внеурочные для сотрудников МЧС – это надбавка к зарплате.
Специалисты МАК получают опыт расследования авиационных происшествий. Возможно, с трубками Пито, на «совести» которых это далеко не первая катастрофа в мире авиации, дело наконец сдвинется с мёртвой точки, и им будет найдена альтернатива.
Есть надежда, что SSJ 100, также небезгрешный в этой части, будет дооборудован/переоснащён для устранения риска повторения подобного сценария.
Конкурентам не грех потирать руки в предвкушении, что «Саратовские авиалинии» будут подвинуты на рынке пассажирских перевозок, или вообще уйдут с него. А если при этом правительство порекомендует всем а/к прекратить выполнение рейсов на Ан-148, да и вообще вывести их из эксплуатации, то за гибель RA-61704 где-то поднимут очень дорогой коньяк.