Международный совет по исследованию моря (ICES) ушедшим летом выпустил отчёт, в котором говорится о катастрофическом сокращении популяции трески в Северном море. Ситуация настолько далеко зашла, что организация рекомендует сократить вылов трески на 63%, и это притом, что в прошлом году было рекомендовано сократить вылов на 47%.
Отчёт ICES до конца сентября будет изучен независимыми аудиторами, и они примут решение, продлевать ли рыбакам сертификаты на право вылова, выданные два года назад, или же приостановить их действие.
Стюарт Коуи, работающий в рыболовной промышленности двадцать лет, говорит:
«Покупателей слишком много, а вот рыбы – слишком мало».
Великобритания потребляет 115 000 тонн трески ежегодно, причём из Северного моря получает всего лишь 15 000 тонн, остальной объём – из Баренцева моря. В британской рыбоперерабатывающей промышленности трудятся 24 000 человек, половина из них – в Шотландии.
Ситуация с сокращением рыбных ресурсов не нова для моря. В период с 1970-х по 2006 трески было мало, а предпринимавшиеся меры по сохранению и увеличению популяции дали эффект лишь в этом веке. С 2006-го по 2017-й популяция трески увеличилась вчетверо.

Рыболовецкое судно
Учитывая, как много времени уходит на восстановление рыбной популяции и как легко её подкосить, разработан комплекс мер, которые позволят сохранить треску и для моря, и для обеденного стола. В их числе – сокращение числа дней, в которые разрешён лов рыбы, и числа судов, которым разрешён лов, запрет на рыболовство в местах нереста, использование для ловли только сетей с большими ячейками, чтобы молодь могла выскользнуть.
Проблема в том, что недобросовестные рыбаки продолжают выбрасывать в море мёртвую рыбу, чтобы не превышать заявленные квоты на вылов. Рыба размножается крайне медленно. В целом, трески вылавливается за год больше, чем она размножается, как следствие, рыбная популяция тает. В связи с окончанием действия «плана по восстановлению популяции» рыболовецкие траулеры заходят в зоны, ранее запретные для ведения ловли, что также не благоприятствует размножению.
Общество по защите морских ресурсов, фонд защиты дикой природы обратились к ICES накануне публикации отчёта с просьбой повлиять на британское правительство:
«Как страна с самой большой квотой на вылов трески в Северном море [~40%], мы требуем от правительства принять экстренные меры по снижению смертности рыбы и для максимального её размножения. Только в этом случае популяция трески сможет восстановиться».
Рекомендации ICES не носят юридического характера. Отчёт организации станет предметом для переговоров между странами, граничащими с Северным морем, для выработки объёма вылова рыбы в следующем году.
Рыба с жареной картошкой – национальная еда англичан – дорожает с каждым годом. Президент Национальной федерации жареной рыбы Эндрю Кук говорит, что буквально каждый день закрываются закусочные, торговавшие этим видом фастфуда.
«Многие едва держатся на плаву, но всем тяжело».
Первая закусочная Fish & Chips (chippie на слэнге) открылась в Восточном Лондоне, как предполагается, в 1860-м году стараниями еврейского иммигранта Джозефа Малина. К 1930-м число торговых точек любимым блюдом масс выросло до трёх десятков тысяч. Популярность рыбы с жареной картошкой нашла отражение в романе Джорджа Оруэлла, в котором сыграла роль фактора предотвращения народного бунта.