Не так давно кто-то что-то сказал по поводу кого-то, и Чечня в мгновение ока вывела четыреста тысяч человек на улицу, а чеченская элита ртами руководящих лиц республики провозгласила новый курс в отношении великодержавной богоносной России и её политической столицы.
Важно не то, об отрезании чьей головы шла речь (если и шла). И не то, что Центр в лице Москвы старательно отвернулся всеми политическими отверстиями, играя в несознанку, отказняк и прочие камерные шалости. Важно, что заключённый по итогам двух чеченских кампаний договор Москвы с кавказскими региональными элитами, существовавший до сих пор, закончился. Нового договора не будет, будут только требования, выдвигаемые к Москве, которые Москва будет исполнять ещё бодрее, чем Газпром исполняет решения Стокгольмского арбитража.
Как заявил Владимир Владимирович Путин в прошлом году на одном известном публичном мероприятии, в России нет и не должно быть экономически депрессивных регионов, у каждого есть потенциал для развития.
У Чечни такой потенциал, безусловно, есть – доение Москвы. Конфетка «Грозный», отличающийся от себя в 90-х как Земля в эпоху динозавров от Плутона, явно не на местных ресурсах облагораживается. Москва, в свою очередь, наслаждается спокойствием на границе – ну, насколько такое положение дел можно назвать спокойствием или наслаждением.
Вот только причина этого покоя вовсе не «сильная государева рука», как твердят российские патриоты, а банальное заливание любых проявлений экстремизма, дрейфа в сторону очередной независимости сотнями и сотнями миллиардов, триллионами бюджетных рублей. Москва платит – Кавказ делает вид, что поддерживает Москву, разделяет внешнеполитический и внутриполитический курсы, сплачивает народ вокруг ритмичных рывков и изо всех демонстрирует лояльность в Фейсбуке.
Тамошние элиты не просто хорошо устроились; они катаются как сыр в масле, ибо ласковое теля, как исстари известно, двух маток сосёт.
Второй такой маткой для Чечни является Лондон. Не как столица страны великов, а как центр англосаксонского мира, той самой «англичанки, которая гадит». Разумеется, из Лондона полноводные реки фунтов стерлингов в карманы кавказских элитариев не текут (скорее, имеет место обратный процесс гидродинамики финансов), но в Чечне отлично помнят, что там находятся интерес англичан, и эти интересы старательно, искренне чтут.
Накануне визита Владимира Путина в Китай англичане попросили местных князьков с царьками показать Москве её место, разумно объяснив исполнителям, что демарш будет не только беспроигрышным – российская власть обязательно прогнётся, но ещё и очень выгодным.
И Центр не обманул ожиданий британских аналитиков – Москва отыграла на горной «флейте» как провинциалка в гелентвагене в надежде выйти замуж. Ультиматум (хотя правильнее это называть просто предъявой), выдвинутый чеченской элитой Москве, и радостно проглоченный Первопрестольной, примитивен и оттого недвусмысленно понятен всем:
отныне вы, русские, будет нам засылать ещё больше бабла. Намного больше, чем ранее.
Всё-таки инфляция, да и итальянские спортивные автомобили почему-то продаются за евро, а не за рубли. А беспрестанно стремительно укрепляющийся российский рубль обесценивает вклад России в восстановление экономики Чечни.
Ну, а чтобы в Кремле долго не думали, тамошним аксакалам быстренько дали понять, что независимая Ичкерия может состояться в любую минуту. Желаете повторения Будённовска или Норд-Оста? Это мы мигом.

«Англичанка», как у неё это обычно получается, своей цели достигла, не затратив ни копейки. Какой цели? «Ухудшить переговорные позиции президента России на встрече с китайским коллегой», говоря сухим дипломатическим языком. Одно дело – заявиться на важную встречу лидеров мира представителем большой страны, в которой тишь-благодать и соблюдение законов, и совсем другое – стать человеком, которого окраина ссаными тряпками гоняет и указывает место у отхожего сосуда. Проще говоря, Чечня показала Путину, что он не владеет ситуацией, не управляет государством, не контролирует регионы. Какие соглашения могут быть заключены с таким руководителем страны? Только невыгодные для страны. В международной политике, которая продолжение экономики, условия любых договоров ровно таковы, каковы возможности каждой из сторон для принуждения визави к их исполнению. Понятно, что Россия, удерживающая мир на границе исключительно деньгами, и близко не имеет никаких возможностей чего-либо добиться от Китая. Зато Китай получает от России всё, что захочет. В прочем, в этом веке от России вообще все получают, что хотят.
Чеченские элитарии перед тем, как скалить зубы, твёрдо знали, что у них получится выкрутить Москве руки и одновременно срубить деньжат. Англосаксы не менее обоснованно ожидали, что выставить Путина слабым лидером у них получится без особых телодвижений.
Оцените красоту игры; для достижения эпохальной важности геополитических целей англичанам не пришлось тратить ни копейки (платить и каяться будет Москва, как обычно), при этом их инструмент – чеченская элита – отработал на все сто сорок процентов, ещё и в прибыли остался. А всего делов-то – языком почесать за трибуной. Ну, а что вы хотите – британская элита следует многовековой неизменной преемственности, не меняя стратегии и целей ни при каких обстоятельствах. Поэтому Лондон столь притягателен для «элиток» всех цветов глаз и разрезов ректума, не случайно туда засылают самолёты денег и золота. Те же Назарбаевские, к примеру.
Китайцам же англосаксы показали, что из себя представляет этот «северный партнёр», соответственно, повысив уже свою значимость в глазах китайской элиты и подняв ставки. Лондон сильнее Москвы. Увы и ах. «Московские» скупают недвижимость в Лондоне, а не наоборот.
Разумеется, российские патриоты празднуют очередные заключённые на десятки лет контракты по вывозу в Китай газа и нефти (это самые высокотехнологичные отрасли в России). Цена? А что цена. Это же для подтверждения имиджа надёжного партнёра и укрепления добрососедских отношений, а не для выгоды.
Кемска волост? Да забирайте. Государство не обеднеет.