Как-то раз не для практических целей, а для понимания раскладов по ценообразованию на рынке наткнулся я на сайтик, владелец которого предлагал обучение итальянскому языку по цене 2000 EUR/ч. Вы не очитались – две тысячи евро за час занятий в скайпе.
Знакомые преподаватели синхронно покрутили пальцем у виска.
С другой стороны, а вдруг у человека божий дар и 24/7 связь с самим Данте Алигьери? И за эти две тысячи евро он(а) как наваляет ученику знаниев по самый мозжечок?
Но, признаться, мне не близка современная экономическая мифология, гласящая «чем дороже – тем лучше». Это не более чем маркетинг с переводом рядовых онлайн-занятий в плоскость премиальных услуг. Результат изучения языка слабо соотносится с затратами на преподавателя, а с некоторой суммы зависимость становится обратно пропорциональной, то есть чем больше плата, тем меньше знаний и навыков.
Желание человек конвертировать имеющиеся знания в звонкий евро понятно; сейчас это повсеместно и кажется естественным продавать себя подороже, авось какой-нибудь лошок да купится на премиальность.
На неделе в инстаграме наткнулся на воззвание эмигрантки, торгующей итальянским языком направо и налево. Она объясняла фанатам, что преподаватель и репетитор – разные вещи (само собой разумеется, она – преподаватель, а не какой-то там репетиторишка). На вопрос о цене занятий с нею тет-а-тет ответствовала так:
— 90% людей, узнав цену, разворачиваются и уходят.
О, нет, это не потому, что цена дикая! Это потому, что потенциальные ученики — нищеброды. А цена обосновывается просто:
— У меня диплом, который стоил мне не одну сотню евро, и толстенная пачка сертификатов.
Диплом, как мы понимаем, к обучению языку в онлайне не имеет никакого отношения – этим занимаются и те, кто никаких вузов не кончал, и они вовсе не обязательно дилетанты или шарлатаны. А вот с пачкой сертификатов дело обстоит интереснее.
Сколько раз, входя в какой-нибудь кабинет, вы замечали иконостасы из разнокалиберных рамочек с содержимым? Разноцветным, разношрифтовым, разнозяычным? А хоть раз изучали, что там вообще написано-то? Вряд ли. Впечатление производит количество рамочек, а вовсе не их содержимое и тем более не их происхождение. Именно по этой причине в Интернете так модно хвастаться курсами, законченными у такого-то блогера. Да этих курсов развелось настолько много, что лень даже ими интересоваться! Главными в курсах являются всего две вещи: броское название и сам факт наличия некоего подтверждения об их посещении/прохождении. Например, заочные курсы современного визажного искусства от салона красоты «Небесный гламур» длительностью два часа. Бац – выгоняем PDF на принтер, и в стильную рамочку. Смотрите, восхищайтесь, завидуйте!
Сертификаты в своей массе не являются подтверждением каких-либо знаний, навыков, компетенций, особенно если речь о курсах длительностью в пару недель (в таких случаях срок заменяется словом «интенсив»), зато всегда являются понтами. В современном CV прилично иметь несколько страниц с перечислением заиметых сертификатов, поскольку ежу понятно, что никто не будет вникать в детали – главное, что сертификатов много, а это положительно характеризует. Рамочки с бумажками на стенах кабинета призваны сбить с ног величием заседающего в кабинете лица. Много рамочек – это топчик.
Возможно, если вчитываться в содержимое, можно заметить, что там используются такие слова, как «посещал(а)», «отбыл(а)», «прослушал(а)», но каким же нужно быть неблагодарным буквоедом, чтобы вчитываться?..
Однако количество сертификатов (а также дипломов за уикенд) напрямую влияет на заламываемую цену. У меня же не один вшивый сертификат, а цельная паченция оных, да вдобавок разноцветных! Не хухры-мухры репетиторка плебейская, а целая мотивированная преподавателка! У меня тут не это там!

А, между тем, выбирать преподавателя по сертификатам – всё равно что выбирать водителя по категории. Не, ну а чо – права есть, значит, годен. Логично? Разумно. Только фиг там было – нужно смотреть, как ездит, и желательно не в лубочных условиях, а в экстремальном вождении – туман, дождь, гололёд, неизвестная трасса. Всё то, что в понятие «права» никак не вмещается, но является определяющим в компетенции.
Если преподаватель или любое лицо, называющее себя таковым, начинает гнуть пальцы «да ты знаешь за какими партами я сидел(а)!», то рассматривать с этим человеком занятия хоть индивидуально, хоть в группе, не имеет смысла. Потому что он будет поглощён самолюбованием, подсчётом барышей за часы и выуживанием положительной характеристики. Преподавание языков ни в коей мере не избавлено от этих отрыжек маркетинга. Можно пройти курсы спэнглиша, пиджина, современного гетто-слэнга, хип-хопа и настоящего бруклинского прононса, и вовсе не обязательно это хоть как-то повлияет на компетенции преподавателя. Зато рамочек наберётся – на добрую стену! Видно же, человек постоянно развивается, растёт над собой, а не сидит в болоте с одним-единственным замызганным дипломом пятилетнего филфака.