После просмотра 16 уроков итальянского языка с Дмитрием Петровым (речь о некогда нашумевшем телешоу на канале «Культура») я серчил на ютубе его интервью, и нашёл запись из студии радиостанции «Маяк». Толпень оголтелых ведущих бурно обсуждала, у кого какой отходняк в понедельник, позабыв о госте.
Прошли те времена, когда в эфире радио можно было услышать грамотного ведущего. Я говорю вовсе не о пресловутом склонении числительных, в которое модно не уметь, и не о вакцине, которую россияне себе ставят, а о соответствии человека выполняемой работе. Современные радиоведущие не знают ничего об этой работе.
Небольшой экскурс в прошлое будет уместен. Однажды, вернувшись из школы, разложив учебники с тетрадками, я принялся за домашку, и, дабы что-нибудь дать ушам, включил радио «Юность». Далее на протяжении нескольких часов в эфире работал один и тот же ведущий, который в глазах сегодняшнего дня выглядел бы полубогом. Он общался с многочисленными гостями, сменявшими друг друга в студии, на самые разные темы – от музыки («за жизнь» базарила какая-то группа) до физики (торсионные поля раскладывал по полочкам физик из института), от истории и политики до экономики и транспортной инфраструктуры. Более того, вёл линейный эфир и давал справку по исполнителям, композициям и событиям в музыкальной жизни. Чувствовал себя как рыба в воде – без преувеличения – в любой ситуации. В какой-то момент он обмолвился, что его четырнадцатичасовая смена подходит к концу, и пообещал появиться в эфире в пять часов утра через день.
Вы подумали про интернет, из которого он черпал информацию? О, интернета тогда не было. Даже Windows 95 не было.
В знаменитой книге Дейла Карнеги «как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» сей талант назван чертой аристократа; умению поддерживать беседу с любым человеком обучают долго и старательно. Эрудиция – не книжная икеевская полка для селфи, а результат длительного обучения. К сожалению, память не сохранила имя того ведущего, поскольку сейчас его можно было бы смело назвать эталоном.
Ладно, «понтовые» СМИ погрязли в кумовстве и блате, обвинять их в непрофессионализме можно и должно, как и всю государственную медийную машину, представляемую шепелявым горлопаном Соловьёвым, но именно в такой ситуации т.н. «оппозиционные» ресурсы и должны бы задать уровень компетентности, профессионализма, показать официозу, где раки зимуют. Но что мы видим?
Здесь только отрывок. В полной записи долгое время приятно молчавшая девушка вдруг начала фонтанировать идеями космической глупости, да ещё так долго, что кот Евгения Юрьевича, наверное, успел выспаться, погулять и поснедать. В подобной ситуации модератор эфира должен либо принудить коллегу заткнуться, либо отключить ей микрофон. Если модератора эфира нет, это должен сделать звукооператор.
То, что я скажу далее, является больше, чем разглашением государственной тайны, и по значимости немного уступает каноническому труду «Словарь ударений для работников радио и телевидения», являющемуся библией соответствующих профессий.
Обязанности ведущего эфира радио
Ведущий эфира радиостанции, подразумевающего приглашение гостя (или гостей), вовсе не является королём бала и звездой первой величины, поэтому корона на голове излишня. ЧСВ со своим лелеемым эго надлежит оставлять за дверью студии прямого эфира.
Первая задача ведущего – провести эфир так, чтобы гость захотел быть приглашённым вновь и вновь. Или как минимум не противился, получив такое приглашение. Разругаться с гостями может каждый дурак, особенно если речь идёт о неких резонансных темах, волнующих массы политических событиях. Разумный человек, который только и может быть ведущим, всегда ставит во главу угла гостя и аудиторию. Не себя.
Вторая задача ведущего – отказаться от драгоценного личного мнения. Это чрезвычайно сложно. Ведущий никак не думает, а лишь интересуется, что думает гость. Ведущий никогда ни согласен, ни не согласен. Ни с кем. Нужно дать гостю раскрыться по полной программе, даже если это чревато взрывом самолюбования. Ведущий работает не для себя, а для аудитории, перед которой гость и демонстрирует себя таким, каким хочет.
Третья задача ведущего – поддержание беседы, но не в бытовом понимании, чтобы что-то бубнилось вопреки скуке, а направление разговора в русло, интересное и гостю, и аудитории. Необходимо «раскрутить» гостя на говорение, причём прежде всего именно раскрутить, а уже потом лавировать между стремлением гостя зайти в область непечатных выражений или односложных ответов.
Вот тут-то четвёртая задача и поджидает грамотного ведущего – нужно уметь задавать вопросы. Подготовка к эфиру, безусловно, включает список вопросов по теме, предполагаемых ведущим, но в уже в ходе эфира приходится менять вопросы местами, сдвигая очерёдность, от каких-то вопросов отказываться, заменять их другими. Ведущий абсолютно обязан спрашивать только то, о чём гость с охотой расскажет. Только так, и никак иначе. Тот, кто думает, что каверзные и неприятные вопросы поддают перца эфиру, конченый дебил.
Всё, что делает ведущий, должно стимулировать дискурс, а не гасить его, и чем бодрее льётся речь гостя, тем осмотрительней и осторожней необходимо быть ведущему. Чтобы не спугнуть, не нарушить ритм, не настроить приглашённого человека против себя, радиостанции и вообще всей зонтичной компании. В конце концов, ведущий радиостанции может довыделываться до того, что гость откажется общаться с любыми СМИ лет на десять.
Возвращаясь к личному мнению, которое так и лезет из современных повелителей динамических микрофонов. Если у ведущего есть багаж, которым нестерпимо хочется поделиться с ширнармассами, то существует потрясающий способ сделать это в эфире, не занимая время гостей. Способ называется «авторская передача» и дело за малым – разрешением главного редактора. Ну, как Михалков ведёт свой «Бесогон». Никаких гостей, излагает, что хочет.
Если же «добро» на авторскую передачу не получается, то есть масса обходных путей – заиметь собственную радиостанцию, написать книгу, основать канал на YouTube/Rutube, стать колумнистом ИЖ, сделать серию подкастов, поблогерствовать, наконец.
Приглашённый в эфир гость не является свободными ушами, на которые можно беззастенчиво присесть. Более того, как правило, в эфир приглашают не бездельников, которым от скуки повеситься хочется, а занятых людей, которые ценят время, и никто – подчёркиваю, никто из них – не горит желанием тратить это время на выслушивание чьего бы то ни было мнения.
Излишне напоминать, что в обязанности ведущего не входит прерывать собеседника с целью вставить реплику бесконечной значимости, перебивать, услышав неприятную точку зрения, сопровождать речь гостя комментариями и смешками, а также отключать микрофон. В использованном отрывке, как вы могли заметить, ведущий вообще снял наушники (с равным успехом мог бы студию покинуть), что, разумеется, демонстрирует слабость позиции и страх. Более того, он смело признался в том, что за двадцать минут ничего не понял, обрушившись под такой плинтус, что выбираться из-под него бесперспективно. И дело не в проявлении (не)уважения к гостю и бестактности. Если ведущий «не понимает», то делать ему в кресле нечего.
К сожалению, работа в эфире уравнялась с болтовнёй под семки. Кажется, что это под силу любому. Увы, хороший ведущий ценнее золота. Хотя бы потому, что ценность золота в состоянии осознать даже дурак, а вот хорошего ведущего ещё нужно разглядеть. Или хотя бы человека с задатками хорошего ведущего, а потом годами развивать и обучать.
Кто бы ни был основателем радио «Аврора», но всю эту спаянную троицу вообще к микрофонам подпускать было нельзя. Они же утопили ваше СМИ одним эфиром. Кстати, зачем в студии трое ведущих?..
Добавить комментарий