До появления контекстной рекламы и социальных сетей, которые во многом оттянули на себя веб-трафик (создав категорию пользователей интернета, которые за рамки соцсети вообще не выходят либо выходят редко), бурно росло сайтостроение. Естественным желанием каждого создателя сайта было привлечь посетителей. Такого изобилия способов, как сейчас, не было, и едва ли не главным источником трафика служили поисковые системы. Которые в зависимости от заданного запроса предлагали пользователю сайты в определённом порядке. Ранжирование сайтов зависело от набора алгоритмов. В свою очередь, знание (или, точнее говоря, угадывание) этих алгоритмов позволяло повысить позиции сайта в выдаче поисковой системы по нужным запросам, проведя оптимизацию как на самом сайте (on-site optimization), так и вне оного (off-page optimization). Оптимизация сайта заключалась в приведении контента, структуры и т.п. в соответствие с предпочтениями поисковых систем. Работа вне сайта состояла в получении входящих ссылок, которые имели разный «вес» в глазах поисковых систем.
Человек, занимавшийся обоими видами оптимизации сайта для повышения его позиций в выдаче поисковой системы, назывался оптимизатором, но чаще SEO-специалистом или сеошником (от англ. SEO – Search Engine Optimization).
SEO как специальность не преподавалась в вузах, такой дисциплины не существовало. Все знания и наработки по этой теме получались либо от сведущих людей, либо (что чаще) путём проб и ошибок. SEO – это путешествие по минному полю. Поисковые системы изменяли критерии оценки вебсайтов неоднократно и кардинально, тем самым списывая в ноль весь (или часть) проделанный сеошниками труд, вынуждая начинать работу с чистого листа. Каждому сеошнику известно состояние, когда вчера находившийся в топе сайт сегодня оказывается на сотой странице выдачи либо вообще убран из индекса, что выражается в обвальном падении поискового трафика (посетителей, пришедших на сайт через поисковую систему). Выяснение причин понижения в ранжировании, бана, и восстановление утраченного – повседневное занятие сеошника. По этой причине услуги SEO – не однократные, а являются комплексом мер по сопровождению сайта. В зависимости от изменений критериев поисковых систем меняется и SEO конкретного сайта, если, конечно же, владелец намерен идти в ногу со временем.
Сегодня SEO сложнее, чем когда-либо ранее; поисковые системы перешли к модели подгонки выдачи под конкретного пользователя с учётом региона и интересов, социальные сети конкурируют с поисковиками по части трафика. Ушли в прошлое параметры некогда первостепенной важности (например, Google Page Rank). Современному сеошнику нужно знать в разы больше, чем десять лет назад, не путать отжившее своё с новыми трендами и не пытаться работать старыми инструментами. Для сравнения: мобильные телефоны изменились очень сильно, но изменения в SEO ещё более масштабные.
Именно об этих фундаментальных изменениях в работе Интернета – в нашем интервью.
IJ: — Представьтесь, пожалуйста, аудитории IJ: как родители нарекли, где поучиться успели, а также поработать (офлайн и онлайн)?
С.С. — Меня зовут Сергей. Родился и живу в Волгограде. Здесь же учился в ВУЗе, по специальности маркетолог. Но классическим маркетологом я не стал.
С 2006 года параллельно учёбе начал осваивать интернет. Хотя изначально к нему относился скептически (скорее всего, из-за дороговизны доступа в то время). Постепенно переквалифицировался в интернет-маркетолога. Сейчас занимаюсь собственными и клиентскими сайтами, веду блог, развиваю форум вебмастеров.
Был опыт в оффлайне – 2 розничных магазина. Опыт положительный, но магазины уже больше не работают.
IJ: — До появления социальных сетей в теперешнем их виде человек со знаниями и навыками Search Engine Optimization командовал парадом в интернете. Сейчас «правление» разделилось на два лагеря: SEO и SMM, причём эсэмэмщики уверяют, что им для кучерявой жизни вообще не нужны никакие сайты, они всё обтяпывают в паре соцсетей. Т.е. раскрутка сайта в том виде, в каком мы её знали в прошлом десятилетии, безвозвратно ушла в прошлое – иметь свой сайт уже не только необязательно, но порой и вовсе не нужно. Позволяет ли это говорить о закате эры SEO и расцвете SMM?
С.С. — Безусловно, сейчас SEO претерпело значительные изменения. Часть от оптимизаторского пирога откусил SMM. Далее от SMM откусили мессенджеры. Потом от мессенджеров откусит кто-то еще.
Интернет-пространство быстро подвержено изменениям. Если 10 лет назад SEO и контекст были основными источниками клиентов, то сейчас этих источников значительно больше.
Да, SEO как источник клиентов стал уже, но говорить о закате на данный момент рано. Ещё на большинство сайтов поисковые системы являются основным трафикогенерирующим сегментом.
Настоящее и будущее за комплексным подходом. Как в SEO в частности, так и в продвижении бизнеса в целом.
IJ: — Десять лет назад бизнес в интернете без сайта казался какой-то утопией: да, это было возможно, но с сайтом всё-таки лучше (об этом же говорил Билл Гейтс: «если вашего бизнеса нет в интернете, то вашего бизнеса нет нигде»). А недавно читаю материал об интеграции чатбота с Facebook, круглосуточном общении, автоматическом сборе имейлов, «прогреве» искусственным интеллектом, да всё это вместе с таргетированием, которое вчера даже в дерзновенных мечтах не представлялось, и понимаю, что Интернет изменился колоссально. Социальная сеть – то место, где ведут бизнес, причём успешно, тысячи, десятки тысяч «бессайтовых» предпринимателей.
Не грозит ли нам наступление эры Единственного Сайта, на котором все и будем тусить, знакомиться, общаться, покупать? Скажем, объединение Google, Facebook и Amazon не такое уж фантастическое (не в смысле юридических слияний). Не только SEO потеряет смысл, но и дизайн, вёрстка… всё станет одновременно простым и удивительно одинаковым.
С.С. — На мой взгляд, доля бессайтовых предпринимателей довольно незначительна. У них обычно ниши, строящиеся на бренде, уникальном товаре. Тапочки, которые прорекламировала Бузова, купят в инстаграме, но стиральный порошок для повседневных нужд купят в Озоне.
Да и представить сложно, как можно будет «запихнуть» тот же Озон в VK или FB. Будет огромная зависимость бизнеса от этих социальных сетей. Средний и крупный бизнес на это не пойдут.
Какие-то интеграции с соцсетями есть и будут, но о полной замене в ближайшие 5 лет я бы не говорил. Загадывать на более долгий срок смысла нет. Все может измениться.
Скорость развития технологий пугает, но зачастую анонсируемые новшества не всегда быстро внедряются в повседневную жизнь. 3,5 года назад я полагал, что электрокары к 2020-2021 году будут очень популярны. Если в мире, может быть, они и стали популярнее (есть тенденция), то в странах СНГ с ещё сильным государственным контролем такие технологии будут развиваться не скоро.
Чатботы, голосовые помощники — ближайшее будущее будет за ними. Но никто не мешает развивать эти технологии на своем сайте. Плюс доступные цены, хороший сервис и адекватная, быстрая доставка — несекреты успеха.

Сергей Сосновский
IJ: — «Старый» SEO характеризовался одним правилом: бэклинки, бэклинки и ещё раз бэклинки. Прослушав вебинар от Skillbox, усвоил, что в некоторых странах победившей демократии Google вообще перестал учитывать входящие ссылки при ранжировании сайтов. Смысл урвать бэклинков любой ценой и способом отовсюду пропал. С одной стороны, это снижает спам-нагрузку на Сеть в целом. С другой, правила игры на SEO-поле изменились кардинально.
Если бы вы создавали свой блог в 2019-м, как бы вы его раскручивали, желательно малым бюджетом?
С.С. — По одному вебинару лучше не складывать мнение. Ссылки в Google также учитываются. Конечно, не так как 5-7 лет назад, но, например, в отличие от Яндекса Google менее к ним притязателен.
Блог — это в первую очередь интересный и компетентный контент. С него и нужно начинать продвижение. Полезные статьи с дополнительным ориентиром на поисковый спрос). Можно добавить:
— гостевые посты;
— конкурсы;
— раздача короткой, но уникальной информации (например, своих наработок).
В общем, нужно публиковать интересный контент и быть активным. В таком случае вас заметят и люди, и поисковые системы.
IJ: — Сколько всего сайтов вы создали за свою онлайн-карьеру?
С.С. — Точно не считал. Может быть, 20-30.
IJ: — Когда вы пришли в SEO, вы были зелёным новичком в индустрии, которая только зарождалась. Сейчас вы уже можете со знанием дела вспоминать былые времена и рассказывать подрастающему поколению невероятные истории о том, как оно было.
Нет ли у вас ощущения, что время за компьютером пролетело как-то подозрительно быстро?
С.С. — Время летит быстро, а за увлекательным занятием ещё быстрее. Да, конечно, такое ощущение есть. Поэтому нужно стараться останавливаться и ценить настоящие моменты жизни.
IJ: — Учитывая то, насколько изменились самые основы SEO, пожалуй, можно смело утверждать, что работа в Интернете – это ежедневная учёба, узнавание нового, приобретение навыков, эксперименты и оценка результатов. Нельзя научиться ни SEO, ни SMM настолько основательно, чтобы на следующий год не пришлось повышать квалификацию. Кажется, именно интернет-маркетологам Ленин завещал учиться, учиться и ещё раз учиться.
Чему вы научились за ушедший 2018-й год? Что планируете к освоению в 2019-м?
С.С. — 2018 – в основном это настраивание бизнес-процессов по работе с клиентами. В планах на 2019 — выстраивание командной работы над проектами, большее внимание к социальным сетям.
IJ: — Интересно отметить, что разные блогеры высказывают прямо противоположные точки зрения об одних и тех же способах продвижения.
Кому-то размещение гостевых постов дало отличный результат, кто-то разочаровался.
Кто-то объявил конкурс и остался без единого участника, а кто-то заявил о себе.
Subscribe.ru одному дал трафик, другой только зря потерял время.
В VK кто-то тонет в трафике, а кто-то ждёт единственного подписанта как Санта Клауса.
По всей видимости, сам по себе любой инструмент ещё не хороший и не плохой, всё определяет его выбор под конкретную задачу и правильное использование.
Поскольку вы создали не один сайт, то наверняка сами столкнулись с этим явлением. Есть ли корреляция между тематикой сайта и эффективными способами его раскрутки?
С.С. — Определенно есть. Но тут даже, скорее, не тематика, а целевая аудитория. Сначала необходимо определить целевую аудиторию, а уже потом подбирать под нее способы продвижения.
Также бывает, что по отдельности каждый взятый метод будет неэффективным, но их использование в комплексе может дать хорошие результаты. Для принятия решения пользователю зачастую нужно увидеть предложение несколько раз и желательно в разных местах.

Сергей Сосновский
IJ: — Говоря о конкурсах: скорее всего, это хороший способ раскрутки, но требует соблюдения ряда условий.
Если бы Сергей Сосновский затеял конкурс с целью увеличения трафика и раскрутки своего имени как бренда, что было бы сделано для достижения массового «wow-эффекта»?
С.С. — В идеале это:
- Уникальная идея;
- Привлекательный и весомый призовой фонд;
- Именитые и компетентные члены жюри;
- Адекватные сроки проведения конкурса, правильно выбранный период;
- Несложные условия принятия участия.
IJ: — Блогинг некогда был популярен, иметь свой сетевой дневник было признаком трендовости. Множество блогов исчезли, оставив домены свободными для регистрации, а некоторые всё ещё онлайн, но с последним постом, датирующимся прошлым либо позапрошлым годом. С одной стороны, это говорит о том, что владелец [пока] не собирается забрасывать своё творение (ведь хостинг обычно продлевается на 1 год), с другой, сильного желания постить уже нет.
Однако позавчера в материале про маркетинг «агентами влияния» (influencer’s marketing) прочёл, что герои этого направления рекламы как раз начинают обращать свои взоры в сторону блогинга, поскольку фоточки в инстаграме и видео в ютубе не дают полного охвата аудитории. Больше того, брендированный контент-маркетинг требует качественных, мотивирующих, увлекательных текстов. В общем, выбор в создании и потреблении контента ещё не означает, что текстовая составляющая потеряла смысл, невзирая на то, что местами вытесняется более легко усваиваемыми видосами.
На ваш взгляд, тексту – быть, или это пережиток ностальгирующих старпёров?
С.С. — Во-первых, здесь, как в случае с SEO. Текст не уходит в пережиток прошлого. Он становится одним из составляющих контента. Идеальный вариант, когда контент публикуется в разных форматах: текст с изображениями, видео, аудиоподкаст. Кому-то нравится больше читать, кто-то любит больше смотреть.
Во-вторых, многие вещи цикличны. Например, почта (e-mail) была очень популярна. Потом ее начали вытеснять ридеры (например, google reader). Сейчас она опять «в Топе». То же самое может быть и c текстом.
В-третьих, видео-формат подходит не под все тематики и задачи.
Вердикт – тексту быть, но с тенденцией к снижению доли. Рост у видео, возможно, аудио.
IJ: — Кажется, что если сайту/блогу 10+ лет, то он уже оброс лояльной аудиторией, людьми, которые привыкли заходить регулярно. Знают друг друга, возможно, даже в офлайне встречались. Такое практикуют крупные форумы – встречи, общение, да и группы в соцсетях не отстают. Интернет как бы перестаёт быть границей разделения онлайна и офлайна. Одно дело писать что-то для лично неизвестных людей, и другое – знать, что это прочтёт сосед или сестра жены.
Включает ли это у вас какого-нибудь внутреннего цензора?
С.С. — Знаю, что у меня в подписчиках супруга, несколько друзей и родственников. Но когда создаю новый пост, то концентрируюсь на самом материале. Как он будет воспринят аудиторией — другой вопрос.
Всем мил не будешь и под всех не подстроишься. Зато, если постоянно следовать своим внутренним установкам, то тогда твое творчество обретёт единомышленников, которым оно будет не безразлично.
IJ: — И если уж речь о тексте, то позволю себе поделиться наблюдением: количество контента на сайтах, написанного (скорее, рерайченного) из рук вон плохо, сидящих в топе выдачи, зашкаливает. Мне кажется, что даже MFA-сайты курят в сторонке. Сейчас прогон (причём неоднократный) через электронный переводчик считается приемлемым способом набить сайт контентом, во всяком случае, в Рунете.
Но лично мне такие сайты режут глаза и ни разу не находил там ничего полезного. Будь то фитнес, зелёный чай или сантехника – написано людьми, не знающими по теме ничего. А ведь эти сайты по ключевикам пропихнуты в топ.
Нет ли у вас ощущения, что не просто уникальный и антиплагиатский, но интересный и полезный читателю контент становится изгоем в серпах, несмотря на ухищрения поисковых систем?
С.С. — У поисковых систем немного другие метрики. Сам по себе уникальный контент им не нужен (они практически об этом открыто говорят). Им нужны, во-первых, пользователи, которые приносят им заработок (контекстная реклама в серпе и на сайтах-партнерах). Во-вторых, довольные пользователи, чтобы не убежали искать следующие вопросы в другом поисковике.
Вот под эти задачи и подстраивается выдача. В SEO не всегда есть справедливость, тем более в рамках просто уникального контента.
IJ: — Резонно предположить, что к вопросу потребления контента вы подходите со знанием искушённого специалиста, смотря и читая только то, что нужно/интересно, а не проводя часы за бессмысленным скролингом ленты новостного агрегатора.
Где и что вы читаете, смотрите?
С.С. — Новости по SEO и интернет-технологиям: searchengines.ru, реже seonews.ru. Тематические и околотематические посты: несколько блогов, twitter. Пару youtube-каналов, скорее, образовательно-мотивационного характера. Редко экономические новости. Остальные новости с недавнего времени читать перестал. Даже сменил закладку с yandex.ru на ya.ru.

Сергей Сосновский
IJ: — Недавно встретил статистику: 57% интернет-контента просматривается через мобильные устройства. Адаптивный дизайн и вёрстка уже не просто признак хорошего тона, а важнейший фактор в определении будущего сайта. Мобильная аудитория начинает превалировать в трафике.
Чем отличается поведение мобильного трафика от «десктопного», что предпочитает, от чего бежит как от огня?
С.С. — Мобильный трафик в первую очередь хочет, чтобы сайт работал быстро и корректно отображался на его устройстве.
Если это коммерция, то обязательно основные функции реализованы под мобайл + коммуникации посредством мессенджеров, социальных сетей. Бывает, что мобильная версия сильно урезана (нет необходимых функций: корзины, оплаты и т.п.), а бывает, что сильно перегружена: всё тормозит и долго скролится. Нужно выявить золотую середину конкретно под аудиторию.
На данный момент образуется интересная статистика. Мобильный трафик превалирует над десктопным, но покупает больше именно десктопный. То есть пока с мобильного больше интересуются, чем покупают. На это стоит обращать внимание, например, при ведении контекстных кампаний. Но, на мой взгляд, это временно.
IJ: — Огромное спасибо за уделённое время!
С.С. — Спасибо за интересные вопросы.