Финансовые пирамиды в своей основе идентичны. Различается маркетинговая глазурь, которая объясняет будущим инвесторам, откуда берутся процентные ставки, не встречающиеся на «традиционных» инвестиционных рынках. При этом офлайн-пирамиды могут работать дольше, чем их онлайн-сёстры.
Популярность пирамид на базе криптовалют не в последнюю очередь объясняется тем, что появилась новая «легенда», объясняющая высокие ставки доходности. Блокчейн-технологии, токены, децентрализация, смарт-контракты – всё это сворачивает головы даже людям, весьма подкованным в денежных делах. То, что непонятно, выглядит правдоподобно. Не стоит сбрасывать со счетов и роль СМИ, которые многократно рассказывали о состояниях, сколоченных азартными игроками на волатильном рынке криптовалют.
Представляем четыре крупнейших инвестпроекта, основанных на привлечении криптовалютных вкладов.
Bitcoinnect

Bitcoinnect
Создатели рассказывали о создании P2P-валюты, основанной на открытом коде. Инвесторам предлагалось покупать токены BCC под обещание солидной доходности до 90% в год на вклады от $10 000. Происхождение средств на выплаты процентов вкладчикам не раскрывалось, да и, признаться, мало кого интересовало. В западном мире за 90% в год уже можно не задавать вопросов.
К концу 2018-го года представители властей в штатах Техас и Северная Каролина заключили, что Bitcoinnect является вполне себе рядовой финпирамидой, что вызвало обрушение курса BCC на 92%. Проще говоря, покупать BCC по цене, устраивавшей ранних инвесторов, новых желающих уже не было. Обменники и биржи убрали BCC из списка поддерживаемых валют, ФБР ищет жертв скама. Ущерб от деятельности Bitcoinnect оценивается в миллиард долларов.
Cashbury

Cashbury
Кашбери хорошо известен жителям пост-СССР. в значительной мере похожи на те, что использовали создатели МММ и МММ-2011/2012.
Поначалу микрофинансовая организация Кэшбери предлагала займы под тысячи процентов годовых, а затем на её основе начался приём вкладов. Инвесторы могли рассчитывать на 200-600% годовых. Размер процентной ставки зависел от количества привлечённых вкладчиков и сделанных ими вкладов.
«У руля» Кашбери стояли целых три Артура Варданяна, если судить по уставным документам. После того, как ЦБ РФ назвал Кашбери пирамидой, один Варданян заявил, что устал от бодания с властями и создаст международную структуру.
PlusToken

Plus Token
Первое упоминание о PlusToken появилось в китайском мессенджере WeChat второго июля 2018-го года. «Компания» активно рекламировалась в офлайн-магазинах, а не только в Интернете. Представители проводили множество встреч «в поле» для привлечения вкладчиков. По подсчётам CipherTrace, число людей, доверивших свои сбережения PlusToken, может достигать четырёх миллионов человек. Учитывая работу в Южной Корее, Японии, других странах ЮВА, а также в Канаде, Германии, России и на Украине, это не удивительно. Целевая аудитория проекта – люди, не знающие о криптовалютах, но заинтересованные в потенциале заработка с новым инвестиционным инструментом.
Инвесторы должны были конвертировать фиат в Bitcoin, Ethereum, Litecoin, Dogecoin и другие альткойны, на которые затем можно было приобрести PLUS-койны. Именно ими и производились выплаты.
На кошельках PlusToken собралось внушительное количество «крипты»: 200 000 биткойнов, 789 000 Etherium и ещё по мелочи. В июне 2019-го по запросу китайских властей государство Вануату выдало организаторов PlusToken. Ущерб от их деятельности оценивается в три миллиарда долларов.
OneCoin

OneCoin
За три года компания привлекла свыше четырёх с половиной миллиардов долларов в виде вкладов в таких странах, как Бразилия, Пакистан, Норвегия, Гонконг, Канада и Йемен. По оценке BBC(British Broadcasting Company, а не Bitcoin Cash), сумма вкладов может превышать 16 миллиардов. Основательница OnceCoin Ружа Игнатова успешно скрывается. Власти США обвиняют её в мошенничестве и отмывании денег.
Сингапурские власти задержали двоих представителей OneCoin, обвинив их в поддержке финансовой пирамиды. Они приговорены к пяти годам тюремного заключения и штрафу в $147 000. Китай арестовал 98 человек, а властям удалось изъять $268 миллионов.
Впрочем, структуры OneCoin продолжают существовать в некоторых странах. Несмотря на то, что проект называет себя криптовалютным, на самом деле он не имеет блокчейна и работает по принципам сетевого маркетинга.