С 16-го по 24-е ноября Андрей Гуляев, основатель и идейный вдохновитель коллектива школы разговорного английского языка Don’t Speak, провёл серию двухчасовых вебинаров, заявленных как ряд уроков, вскрывающих ловушки на пути изучения языка и секреты к его освоению, но по большей части свёдшихся к рекламе платных курсов. Это нормально.
В ходе каждого из стримов терпеливым зрителям кратковременно демонстрировался один из кодов, необходимых для получения бонуса – разбора типичных ошибок в изучении английского, совершаемых русскоязычными.

Ох уж эти бесчеловечные законы маркетинга. Если бы полезную выжимку из всех вебинаров отделить от рекламы курсов и свести в один эфир, получились бы полтора-два часа небесполезного времяпровождения. А слушать бесчисленные намёки о превосходстве Don’t Speak над обычными языковыми школами как-то поднадоело. Разумеется, это исключительно субъективное восприятие, обострившееся вследствие события, случившегося накануне.
Дело было так. Часов в двенадцать (дня) по неправильному, но моему, номеру позвонила тётенька от провайдера, который параллельно предоставляет услуги сотовой связи, поздравила меня с присвоением звания «золотого клиента» и начала азартно расписывать недоступное более никому предложение – планшет «почти даром», то есть в кредит без переплаты сроком на два года и с процентом настолько низким, что его не видно из-под плинтуса.
Вдохновившись моим молчанием, она начала воспевать достоинства планшета Lenovo с безлимитным мобильным интернетом. «Фантастический экран», «цветной экран», «LCD экран» в её речи так и пересыпались вперемешку десятью дюймами, которые – по замыслу автора рекламного текста – унижают любой смартфон с крайним пренебрежением. Особо остановившись на 64 ГБ встроенной памяти, старательная чтица почему-то ни словом не обмолвилась об объёме оперативной памяти, типе процессора и версии ОС (полагаю, что составитель текста эти ненужные параметры проигнорировал). Закончив изложение текста, она поинтересовалась, как мне удобнее получить идеальный со всех сторон планшет. Вздохнув, я поблагодарил её за пылкое выступление, чем вызвал её расстройство, перешедшее в негодование. Мне было разъяснено, что планшет по такой цене предлагается только мне, а вместе с картой позолоченного клиента – настолько низкий тариф на мобильный интернет, что я, должно быть, просто не вдупляю свалившегося на меня счастья, отказываясь от самого выгодного предложения в своей жизни. Я не стал инициировать дискуссию на тему выгоды от кредитного планшета, и после дюжины «нет!» женщина, наконец, сдалась и прекратила попытки вписать мою фамилию в список согласившихся на покупку.
Возможно, если бы не этот звонок, я бы приступил к просмотру вебинаров Андрея с меньшим отторжением, но что ж поделать.
Вообще, вопреки киношным традициям, обычно я начинаю со скептических/критических замечаний, а потом перехожу к сильным сторонам, но сейчас разверну это привычку на сто восемьдесят градусов, поскольку на то есть причины.
Что мне нравится в Don’t Speak
Итак, Андрей знает английский язык, и знает его отлично. Тут нет никаких «но». Более того, он изучает и другие языки в разной степени, поэтому в курсе, каково это – быть новичком, сталкиваться с трудностями и где ожидать ловушки. То есть в число многочисленной когорты прохиндеев-репетиторов, имеющих за плечами в лучшем случае «айм Маззи айм биг», не входит.
Название Don’t Speak является вовсе не призывом и используется не в повелительном наклонении, а происходит от популярного русского выражения I don’t speak English. Хотя, конечно, «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», но яхта Андрея вполне устойчиво держится на волнах моря образовательных курсов.
Изюминка? Штат преподавателей (за число говорить не стану, но предполагаю, что дюжина-другая точно имеются), которые позволяют ученикам ознакомиться с разными акцентами – а это, дорогие мои, критически важно. Без преувеличения. Я представитель той обделённой части населения, которая на протяжении всей школы слышала только одного учителя английского, и никаких других голосов, поэтому оценить преимущества разнообразия преподавательского состава по-настоящему не могу. А преимущества эти поистине огромны, ибо английский очень неоднородный язык сам по себе, а уж его носители и подавно; речь немца, чилийца, китайца, филиппинца, русского и американца из Техаса отличается как произношением, так и лексикой, а также грамматикой. Андрей это знает, поскольку поездил по миру – и не только англоговорящей его части. Что уж говорить об изысках вроде кокни или ливерпульского акцента, да и шотландский с уэльским способны шокировать – причём тем больше, чем более высокий у вас уровень в языке. Новичок ведь не понимает ничьего английского – и это нормально. А вот привыкший к условному телевизионному стандарту BBC или среднеамериканскому CNN до поры до времени может считать себя прокачанным аудиалом – пока не столкнётся с ранее не слышанным акцентом. Очень, знаете ли, печально оказаться в ситуации, когда уверенность в своих знаниях языка, многократно подкреплённая практикой, рассыпается. Как будто английский перестаёт быть английским. В телевизионных новостях понятно всё, в песне – ни единого слова. К сожалению, это нормально.
Зная это по своему опыту, Андрей Гуляев позаботился о разнообразии акцентов, поэтому ученики в рамках учебного процесса будут общаться с разными преподавателями (кроме тех, которые купят пакет «самостоятельный», не предусматривающий общения с English френдами).
Примечательно, что школа Don’t Speak не фокусируется на новичках/нулевичках (излюбленном пахотном поле аферистов от образования), а готова принять и натаскать даже умудрённых гранитом Upper-Intermediate хоть до уровня Advanced. Тестирование текущего уровня и конфигурация программы обучения под запросы, разумеется, бесплатно. Подготовка к экзаменам и сдаче оных на разные хитроумные международные сертификаты подразумевается.

Естественно, школьники, коим не повезло с классом отвлекающих внимание лодырей и хулиганов, могут (на родительские деньги) обогнать школьную программу на парсек, предъявив учителю справку о том, что в Don’t Speak уже освоили всё и даже более того, а потому на уроки им ходить не нужно, ибо бессмысленно.

Такая справка – законный повод торжествующе улыбнуться себе самому/самой (пусть и внутри), наслаждаясь недоумевающими взглядами одноклассников, провожающими тебя из кабинета. В своё время мне даже справки не понадобилось, поскольку преподавательница на первом уроке, просмотрев список учеников, споткнулась об мою фамилию, подняла глаза, нашла меня за третьей партой и удивлённо вымолвила:
— А вы что здесь делаете?!..
— Так по расписанию же английский.
— Чтобы я вас на занятиях больше не видела, зачёт поставлю.
И, понизив голос:
— Не смущайте мне класс.
Класс, полный недоумевающих взоров, проводил меня до двери.
Положа руку на сердце – школьную программу пройти за год вполне реально, особенно если речь об очень средней российской школе. Если же речь идёт об иностранном языке, кота лучше не растягивать за хвост, а брать с наскока – это эффективнее и здорово время экономит.
Читатели моей колонки ИЖ знают, что я не преклоняюсь перед сертификатами, дипломами и прочей типографской продукцией, а уж когда речь идёт об иностранных языках, и подавно. Скажем, Алан Бигулов профильного образования не имеет, однако даст фору многим преподавателям и новомодным лингво коучам, несмотря на отсутствие кабинета с рамочками.
Поэтому до образования Андрея мне нет никакого дела, может хоть в Оксфорде профессорствовать или клеить этикетки на бананы Ecuador (танцпол зажигает диджей Sash!, йоу!).
Ох уж этот маркетинг…
Пожалуй, расхваливая своих инглиш-френдов, коих особенно много вывалится на покупателей годового обучения, Андрей чуток перегнул палку, заявив, что 15 минут бесплатного общения в рамках промо-акции – это чудесно, но объём платного курса, включающего в себя 12 часов разговоров, увеличит эффект в 48 раз.
В изучении языка неизбежен кажущийся застой, именуемый эффектом плато; такое явление, когда честное исполнение правильных заданий на протяжении длительного времени не приносит никаких заметных изменений в лучшую сторону. Всё делаешь объективно как надо, а топчешься на месте. Обидно, чёрт возьми. Но неизбежно.

В самом начале, только приступив к изучению иностранного языка, ученик с этим явлением не сталкивается; наоборот, каждый день, наполненный усилиями, сразу же даёт свои плоды – усвоены новые слова, речевые обороты, грамматические нюансы. Но чем выше забирается ученик по пирамиде сложности уровней владения языком, тем реже случаются заметные прорывы, тем дольше длится застой. Прогресс как будто заканчивается. Но это иллюзия.
Просто накопление знаний и навыков носит кумулятивный характер, оттого растянуто во времени. Количество не сразу перерастает в качество. Кстати, такое характерно не только для процесса изучения языка, но и, к примеру, для спорта. Хоть некоторые бойкие мотиваторы и говорят, что если сегодня подтягиваешься один раз, а завтра – два, то через месяц будешь подтягиваться тридцать раз, линейного прироста не случится, хоть объешься анаболиками, стероидами и протеином.
Так что 48 пятнадцатиминуток общения, разумеется, не прокачают навык говорения в 48 раз, но всё-таки ощутимо улучшат.
Также не могу не выразить своё «фе» относительно советов «как достичь fluency на скромном словарном запасе». Использование fillers – это очень плохой совет. По сути, это слова-паразиты, засоряющие речь, а не придающие ей бойкость и связность. Паузы не нужно ничем заполнять, ни мычанием, ни паразитами вроде like; лучше всего наращивать словарный запас и практику его использования. Слова-паразиты – ложные друзья в тактическом плане, которые обязательно кинут подляну в среднесрочной перспективе. От них крайне сложно избавиться. Сперва они кажутся спасительной палочкой-выручалочкой, но, блин, как же отвратительно выглядит человек, который через слово вставляет «блин», «эт самое», «короче», «мля» и «пох». В английском легко стать таким же.
С паузами в речи не нужно бороться, они неизбежны и со временем сократятся, или даже совсем уйдут. Ей-бо, речевые перебивки и связки куда как омерзительнее пауз, даже самых неловких.
Понятно, что потенциальных учеников интересует, как, зная три матерных слова, затараторить аки нейтив, но ответа на этот вопрос нет. Никак. Однако, как подметил Андрей, «беглость речи никак не связана с объёмом знаний». Вот только критерии беглости каждый волен устанавливать самостоятельно. Впрочем, не вызывает сомнений, что для беглой речи умение изворачиваться, комбинировать и перестраивать важнее, чем собственно багаж. Но это не означает, что можно обойтись без багажа.
Другая моя претензия касается общедоступного теста объёма словарного запаса. Механизм сайта Test your vocab не может рассматриваться даже в качестве примерного определителя словарного запаса, что бы там ни заявлялось в статистике. Алгоритм со временем «подкрутили», он уже не столь щедро разбрасывается тысячами слов, но всё же это больше лесть, чем ориентир. Года три назад, узнав о нём на «Ответах» Mail.Ru, я с первого раза «выбил» пятьдесят тысяч, а затем семьдесят, что не могло не повергнуть в шок. Задавший вопрос подросток интересовался, не мало ли это – знать пятнадцать тысяч слов в первый год изучения английского в школе.
Нет, не мало; для нейтива с высшим образованием словарный запас в десять тысяч слов является отличным показателем. Но Test your vocab нарисует 15 000 человеку, не могущему и пары слов связать, что, конечно же, мотивирует и вообще приятно, но…
Кстати, о мотивации Андрей говорит много, считая, что языку нужно уделять хотя бы пятнадцать минут в день (опять это число!) Сколь ни приятно думать о четверти часа занятий как о life changing, но в действительности занятия должны длиться часами, причём желательно не утрамбовывать активность в два выходных дня, а всё-таки растягивать по всей рабочей неделе.
15 минут в день – это исчезающее мало, в таком темпе год не даст почти ничего. Люди мышцы качают часами в день, бегают часами, в компьютерные стрелялки рубятся часами, а как дело доходит до изучения иностранного языка, так норовят отделаться четвертью часа. Нет, это профанация и самообман. Кстати, упомянутый Алан Бигулов на практике продемонстрировал, что быстрое погружение в язык требует принципиально большого объёма интенсивных занятий, и поэтому новым языком занимается по 8-9 часов в день на протяжении трёх месяцев без перерывов. Он в этом плане вовсе не уникум, полиглоты именно так и учат языки. Пятнадцать минут в день – это байки.
Разумеется, я говорю только о результате изучения языка, а не о процессе; если ученику важно второе (а таких людей очень много), то можно и предупреждение о вреде курения на пачке сигарет изучать всю жизнь.
Как потопаешь, так и полопаешь
Не подумайте, что сказанное во второй части моего обзора вебинаров Андрея Гуляева является подводкой к мысли о том, что его школа разговорного английского языка плоха. Совсем наоборот, я ни капельки не сомневаюсь, что там методично, структурировано и последовательно проведут ученика от точки А к точки Б так, чтобы ученик не потерялся. Школа изначально этимологически означает руководство и наставление, что в изучении языков важно вообще, а в изучении английского – в особенности. Мыслимое ли дело – правильно подобрать самоучитель, лингафонный курс, учебник? Школа именно это и предоставляет, то есть ученик будет к каждому уроку знать, что требуется, что сделано, что пройдено, что рассмотрено, закреплено и проверено. Я абсолютно убеждён, что если ваша цель – именно владение английским языком, а не много(десяти)летнее шествие к нему, плавно переходящее в ползание, то делать это под руководством наставника по апробированному методическому курсу – единственно правильный способ. Других вариантов ровно два: либо получать филологическое образование, которое позволит научиться составлять «под себя» план занятий и подбирать учебные материалы, либо тыкаться подобно кутёнку в мириадах репетиторов, преподавателей, школ, курсов, методик, ютуб-каналов и образовательных сайтов с предсказуемо провальным итогом. Английский (и любой другой язык) учить в миллион раз легче, быстрее, приятнее и продуктивнее по обкатанной схеме под приглядом куратора, а всё это Don’t Speak предоставляет.
Есть ли школы лучше, чем Don’t Speak? Наверняка. Есть ли хуже? Всенепременно. Но поиск школы «получше, попрестижнее, поинновационнее» сам по себе способен украсть годы жизни. В какую бы школу вы ни сунулись, всегда и везде успех или неудача будут зависеть от вас почти полностью. Учителя, учебники и прочие материалы – ничто, если не прикладывать усилия, а если прикладывать, то можно освоить грамматику по учебнику, в котором каждый текст – про Коммунистическую партию Советского Союза.
Безусловно, здорово, если учитель нравится, но «нравится» не означает «влюбиться без памяти по самые уши». Круто, если учебные тексты – увлекательные настолько, что их читаешь запоем, вместо того чтобы спать. Однако на языковом экзамене вам подсунут настолько блевотное чтиво, что продираться сквозь изощрённые выверты придётся, вытирая пот и тихо матерясь, поглядывая на часы. Поэтому учёба должна быть тяжёлой, об этом ещё Суворов говорил. Если предлагаемые школой Don’t Speak цены вас устраивают, то, как говорится, look no further.

Добавить комментарий