Анастасию мне предложила реклама в ютубе, с обещанием провести урок «без продаж». Разумеется, «без продаж» теперь ничего не бывает, но четверть времени, уделённого рекламе школы обучения английскому, действительно, по нынешним меркам весьма скромно.
Несмотря на то, что ничего нового в изучении языков не придумывается и не открывается, вам со всех сторон рассказывают, что нечто новое, прорывное и ультрареволюционное в этой области происходит каждый день. Время такое, что ж поделать; модернизация, инновации – эти слова в тренде. Если приложение в телефоне не получает обновление хотя бы раз в неделю, оно считается мёртвым. На упаковке зубной пасты красуется «New formula!», крича о том, что отныне уход за зубами покупателя станет ещё более каким-то не таким, как прежде.
Крючком рекламы курсов английского языка Анастасии Рычаговой стала аббревиатура ТВИ, которая в рекламе не расшифровывается, чтобы заинтересовавшийся зритель непременно добрался до регистрации на полуторачасовой бесплатный урок.
ТВИ возведён Анастасией в абсолют, на этой «таинственной» аббревиатуре зиждется вся её уникальная авторская методика (причём не одна), на ней построена школа преподавания английского языка ID English. Жаль, что в абсолют не возведён русский язык; впрочем, не исключено, что ошибки в русской презентации призваны подчеркнуть благородное заморское происхождение Анастасии, без устали козыряющей своими вояжами. Ведь если преподаватель не делает ошибок в русском, то тем самым показывает, что не заседает за границей, а какой в таком случае английский может преподавать?..

В ходе урока Анастасия неоднократно с деланным удивлением восклицала, что до такой простой и эффективной вещи, как ТВИ, до неё никто не додумался, и поэтому она – единственный в мире преподаватель, обучающий английскому суперэффективно. За полтора часа ста тридцати набежавшим зрителям ею были предложены несколько упражнений по теме «утро»; от учеников требовалось вставить слова и выражения, отложившиеся в памяти после первого прочтения текста Анастасией. Как это водится, «подходит для всех» — новичков, нулевичков, тех, кто знает, но забыл, боится говорить и т.д. Короче, рады всем, кто платежеспособен (обычно урок стоит две тысячи рублей, но только в рамках промоакции — безвозмездно, то есть даром).

ТВИ означает тип восприятия информации. Да-да, те самые визуалы, аудиалы, кинестетики, о которых вы наверняка слышали ещё в школе. Есть мнение, что у каждого человека имеется превалирующий канал восприятия информации для обучения, но Анастасия сделала подлог, заявив, что какой-то из каналов непременно доминирует, по этой причине при изучении языка следует налегать именно на этот доминирующий канал – и попрёт-де эффективность освоения языка как… ну, аналогию сами придумайте.
На самом же деле какой-то канал восприятия информации у здорового человека может иметь некоторое преимущество перед другими, но уж точно не тотально доминировать. Более того, та область, которая доставляет больше сложностей, в которой восприятие идёт туго, и должна получать больше внимания. Это больше, чем логика, — это здравый смысл. Скажем, если вы обучаетесь вождению автомобиля, то езда по пустой прямой трассе и перестроение в городе несколько разные по сложности задачи, и только в плохой автошколе вас заботливо избавят от езды по городу в час пик.
Если то, о чём заявлено на бесплатном уроке, правда, то Анастасия Рычагова осознанно оказывает ученикам медвежью услугу. Дело в том, что освоение нового материала должно идти через все каналы восприятия информации, и здесь не только нецелесообразно, но и вредно для процесса выпячивать какой-либо один в ущерб другим. Даже если вам не нравится читать, но нравится смотреть сериалы, это вовсе не означает, что следует выбросить тексты и засесть за Netflix. У меня, к примеру, аудирование всегда было и остаётся ахиллесовой пятой, восприятие на слух откровенно не входит в мои сильные стороны, и, по логике Анастасии, я должен забросить слушание подкастов куда подальше.
Учитель физкультуры не будет концентрироваться на упражнениях для рук, если ученик и без того справляется с нормативами, перенеся внимание на бег, если там замечена слабина. Всегда и везде, в любой сфере деятельности особый упор делается на то, где тяжело и трудно. Ну, представьте, что секретарша не умеет быстро печатать на клавиатуре, но вместо развития этого навыка будет заваривать маккиато с особо изысканной пенкой, потому что у неё это получается лучше. Или мастер-отделочник коряво обрезает плитку, но не обращает на это внимания, потому что его конёк – выравнивание по уровню. Ну и пусть идеально выложенная плитка имеет щербатые края.
Анастасия не может не знать, что самый эффективный способ изучения иностранного языка является комплексным, а значит, каждый комплекс всенепременнейше нацелен на развитие устной и письменной речи, восприятие на слух, то есть канонически делится на отработку чтения, письма, говорения и слушания. Честный преподаватель вместо того, чтобы двигать ученика в направлении, где легко, выяснит области сложности и будет долбить именно в это место. Да, это неприятно ученику, порой болезненно (в школе я как огня боялся аудирования и, завидев учительницу с магнитофоном, исчезал в туалете на десять минут урока, чтобы пропустить то самое аудирование и сослаться на прихвативший кишки понос), но куда деваться?.. Попробовал бы боец в армии сказать командиру, что бегает хорошо, но в цель не попадает – стопудово со стрельбища вылезать не будет.
За какой бы классический комплекс вы не ухватились (будь то Кембридж или Оксфорд), в нём будет несколько тетрадей с текстами и грамматикой, набор аудиофайлов и какое-то видео. Нигде не будет сказано, что грамматику следует игнорировать, если она вам «не заходит». Это не потому, что авторы-составители – замшелые старпёры, а потому, что метод работает на сотнях миллионов человек, изучавших английский. Классика – это не старое, а проверенное временем.
Предлагая ученикам «революционный» путь следования лёгкой дорогой в изучении языка, Анастасия откровенно вводит их в заблуждение. Учитывая, что речь идёт всего-то о двух месяцах занятий, то работа по «лёгкому» ТВИ не только не даст заметного результата, но и обкрадёт ученика. Охотно верю, что это будут лёгкие и приятные, ненапряжные два месяца.

Изучение языка – не лёгкий процесс. Если его таковым называют или представляют, то запах обмана в воздухе чую я. Он может быть интересным, захватывающим, но ж точно не прогулкой налегке с не слезающей улыбкой. Презабавно, что проект Насти называется «заговорить на английском за два месяца», учитывая, что всем предстоит пройти тест на определение своего предпочтительного ТВИ, по которому и будут наноситься высокоточные удары. Любителям чтения особенно понравится способ выхода на уверенное говорение через штудирование текстов глазами.